Нефтегазовые новости

Архив новостей

Ноябрь > < 2008
пн вт ср чт пт сб вс
Сюжеты
Цены на нефть
Приразломное месторождение
Украина и российский газ
Украинская ГТС
Южный поток
Освоение Ямала
Партнерская программа
Тендеры
Маркетинговые исследования
Тэги

Интервью с главой "Газпромбанк Лизинг" Максимом Агаджановым о перспективах лизинга судов

8 Октября 2020, 05:20. OilGasField.ru. Газпромбанк Лизинг второй год подряд не сбавляет обороты по лизингу морских и речных судов и занимает топовые позиции в рэнкинге РА "Эксперт РА". Как ей это удается и какой подход пропагандирует лизинговая компания в работе с клиентами судоходной отрасли, "ПортНьюс" рассказал Максим Агаджанов, генеральный директор группы "Газпромбанк Лизинг".- Максим Анатольевич, "Газпромбанк Лизинг" недавно профинансировал поставку многоцелевого буксира "Финвал" для Морской спасательной службы. Есть ли планы и дальше развивать лизинг в сегменте вспомогательного флота?- Реализованная нами сделка по поставке буксира "Финвал" в лизинг стоимостью $6,7 млн для Морспасслужбы была непростой и достаточно специфичной в рамках работы с компаниями отрасли. Судно принадлежит к сектору оффшорного флота [ред.: суда специального назначения], а его приобретение осуществлялось по условиям конкурсной закупки в электронной форме по ФЗ №223-ФЗ. Это и есть ответ на ваш вопрос. Все-таки это единичный случай, поскольку суда оффшорного сектора не используются в грузовых или пассажирских перевозках. В случае с "Финвалом" судно будет эксплуатироваться для буксировки аварийных судов, ликвидации нефтепродуктов, патрулирования и прочих нужд.  Финансирование буксира для "Морспасслужбы" в целом стало продолжением успешно начатой в прошлом году стратегии "Газпромбанк Лизинг" по развитию финансовой аренды в сегменте водного транспорта. Сделка, как и сама судоходная отрасль, являются капиталоемкими. Поэтому лизинг в данном случае обеспечит устойчивый баланс активов и расходов лизингополучателя, снижая финансовые риски. "Лизинг обеспечит устойчивый баланс активов и расходов лизингополучателя, снижая финансовые риски" - Каков объем заключенных "Газпромбанк Лизинг" новых сделок в 2020 году? Какие из них самые значительные?- По результатам первого полугодия 2020 года мы реализовали несколько сделок по лизинговому финансированию судов стоимостью 0,75 млрд руб. Сделки в данном сегменте небольшие, но закрывают растущую потребность во флоте российских судоходных компаний на взаимовыгодных для всех сторон условиях. Кроме этого мы, безусловно, ведем работу и по крупным проектам, связанным с обновлением флота. Это сделки длительного характера и, возможно, они перейдут на 2021 год. - Какие изменения произошли в портфеле компании по итогам работы в первом полугодии 2020 года?- В целом мы стремимся к диверсификации лизингового портфеля и сдержанному риск-аппетиту, поэтому итоги первого полугодия текущего года говорят сами за себя. Лизинговый портфель Группы "Газпромбанк Лизинг" вырос на 12% и практически достиг рекордных 255 млрд руб. За первые шесть месяцев 2020 года мы снизили долю высокорисковых активов железнодорожного сегмента в лизинговом портфеле на 26 процентных пункта. Дальнейшую диверсификацию видим в наращивании объемов финансирования в том числе по лизингу морских и речных судов. Сегодня мы занимаем третье место в данном направлении среди более чем 100 активно работающих лизинговых компаний. Это хороший результат.- Какие сложности существуют в работе с судоходными компаниями?- Сложностей как таковых нет. Просто надо искать гибкие подходы для финансирования клиентов судоходной отрасли, т.к. в зависимости от типа судна отличается и структура финансовых потоков бизнеса. Кроме того, необходимо учитывать особенности оценки ликвидности данных объектов. Мы все это умеем, поскольку за семь лет, что работаем с судоходными компаниями, нарастили экспертизу и опыт в структурировании лизинговых сделок морских и речных судов. "Надо искать гибкие подходы для финансирования клиентов судоходной отрасли" - Отразился ли коронакризис на вашей работе с компаниями отрасли? - Безусловно, мы наблюдаем, как скорректировалась деятельность судоходных компаний в первом полугодии. Из-за введенных ограничений отрасль водного транспорта также оказалась под ударом. Так, грузооборот морских портов России за январь-август 2020 года сократился на 2,4% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года и составил 544,2 млн тонн. В частности снизился грузооборот сырой нефти на 12% и нефтепродуктов на 2%, что сказалось на выполнении запланированных объемов грузоперевозок и на получении новых контрактов. Однако при анализе последствий пандемии, важно учитывать специфику рынка морских и речных перевозок. Например, рынок арктических грузоперевозок почувствовал падение незначительно, только с точки зрения увеличения сроков транспортировки груза. Причина – ввод антиковидных процедур в портах и статистика это подтверждает: грузооборот морских портов Арктического бассейна сократился на 9% за 8 мес. 2020 года. В речных перевозках своя ситуация, там все зависит от сезона. А пик сезона, в перевозке в первую очередь зерна, попадает на осень.Как мы видим, не все сегменты показали в первом полугодии 2020 года положительную динамику. Но сейчас уже наблюдается постепенное восстановление. По прогнозам Минэкономразвития РФ ожидается, что объем грузоперевозок морским транспортом в России в 2020 году вырастет почти на 10% до 20,3 млн тонн, а грузооборот – 38,4 млрд т-км (+5,1%).Мы стараемся учесть текущие последствия пандемии в транспортной отрасли. Готовы обсуждать детали сделки с максимальной выгодой для клиента, не забывая о собственных рисках. Но, опять же, повторюсь, у нас сдержанная риск-политика. "Мы стараемся учесть текущие последствия пандемии в транспортной отрасли" - В каких проектах вы принимаете участие сегодня? Что думаете по поддержке проектов строительства морских сооружений, освоения шельфа? - Мы смотрим на развитие Северного морского пути, на инфраструктурные проекты, проекты газовых и нефтяных месторождений. Отдельно работаем с компаниями, ведущих деятельность на шельфовых месторождениях. В данном случае речь идет о лизинге не только транспортно-буксировочных судов, но и судов специального назначения для строительства конструкций. С нашей точки зрения, освоение шельфа – это одно из потенциально перспективных направлений, которое можно финансировать с применением лизинговых инструментов. - В прошлом году "Газпромбанк Лизинг" реализовал самую крупную сделку по лизингу судов в своей практике. Стоимость сделки составила 16 млрд руб. Есть в разработке что-то похожее сейчас?- Для команды "Газпромбанк Лизинг" реализация данной сделки в 2019 году стала уникальным опытом. Мы смогли предложить клиенту выгодные условия финансирования, а также нарастили собственную отраслевую экспертизу по структурированию сложных сделок. Сейчас наша компания ведет диалог с рядом крупных клиентов для реализации похожих лизинговых сделок. Как только профинансируем, сразу сообщим вашему и иным профильным изданиям.- Рассматриваете ли вы сегмент пассажирского транспорта? Круизные суда?- На этот вопрос стоило бы ответить "нет", но есть несколько важных факторов, на которые стоит обращать внимание при работе с сегментом. Во-первых, речь идет о сложно окупаемом активе, особенно, если мы говорим про новое строительство. Второе, надо смотреть на текущие тенденции на мировом рынке. Цены на морские круизные суда рухнули в пандемию колоссально, рынок просел и когда восстановится полноценно сложно сказать. Сегодня самое лучшее время для покупки активов. При правильном структурировании сделки "Газпромбанк Лизинг" готов смотреть проекты по приобретению круизных судов в лизинг.- Готовы ли вы финансировать оборудование и технику для портов?- Мы анализируем возможности по лизингу портовой инфраструктуры. Вероятно в новом году мы более глубоко изучим данное направление.- Какие перспективы для развития отечественного судоходства дает операционный лизинг? Какие сегменты наиболее подходят для него, и какие планы у "Газпромбанк Лизинга"? - Мы полноценно работаем в сегменте финансового лизинга, в том числе и по судам. При этом изучаем вопрос операционного лизинга. Это интересное направление для работы с судоходными компаниями, но, думаю, мы подойдем к нему еще не скоро. - Какова роль господдержки в сфере лизинга водного транспорта и морских сооружений? Необходимы ли по вашему мнению дополнительные меры поддержки?- Как мы видим, существующие меры поддержки по субсидированию лизинговой ставки и реализации программы по утилизационному гранту активно используются судоходными компаниями при строительстве нового флота. На субсидирование выплаты процентов по лизингу в судостроении в 2020 году выделяется 3,8 млрд руб. и на льготный лизинг уже направлено 27 млрд руб. Это реально работающий и действенный механизм. Но мы также видим, что темпы замены устаревшего и списываемого флота незначительны. Возможно эффективной мерой стала бы отмена НДС по лизинговым сделкам морских и речных судов… "Эффективной мерой стала бы отмена НДС по лизинговым сделкам морских и речных судов" - Каким образом вы конкурируете с лидерами лизинговой отрасли по финансовой аренде морских и речных судов? Что можете предложить своим клиентам в качестве альтернативы?- Как и в любом другом сегменте нам приходится конкурировать с другими крупными лизинговыми компаниями и у нас это получается. По всем основным сегментам бизнеса мы входим в первую пятерку или занимаем лидерские позиции. В области водного транспорта работают не все лизинговые компании, но конкуренция присутствует. Поэтому мы предлагаем клиентам, как правило, комплексный подход с учетом временных рамок, стоимостных условий, специфики их бизнеса и особенностей оценки рисков. Кроме этого, основу нашего бизнеса составляют люди. У нас одна из лучших на рынке команда экспертов, которая старается закрыть все потребности клиентов.Подготовил Виталий Чернов. Об этом сообщает ПортНьюс.

Разделы:  Газ / Компании